Форум для людей с сахарным диабетом

Российская Диабетическая Ассоциация
Текущее время: 15 дек 2017, 00:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Проект предложений РСПП
СообщениеДобавлено: 11 сен 2017, 11:50 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 21:07
Сообщения: 347
Предложения Российского союза промышленников и предпринимателей

в проект резолюции конференции «Здоровое питание: взгляд государства, производителя, ритейла и потребителя»

Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан проект «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» (далее – проект Стратегии), основной целью которой является формирование здорового образа жизни населения, профилактика, контроль и снижение бремени неинфекционных заболеваний посредством создания единой профилактической среды обитания, жизни и деятельности человека на основе межведомственного взаимодействия всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества.

Проект Стратегии определяет первым направлением снижение популяционного риска неинфекционных заболеваний в масштабах всего населения за счет уменьшения распространенности поведенческих и коррегируемых биологических факторов риска, что достигается, в том числе, запретом/ограничением рекламы и реализации продуктов, вредных для здоровья. Данный «запретительный» подход несет в себе серьезные риски, как для производителей продуктов питания, так и для потребителей.

Профилактике неинфекционных заболеваний уделяется большое внимание во всем мире, и принятый в 2014 году Глобальный план ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними является дорожной картой для всех заинтересованных сторон, но при этом представляет собой набор вариантов политик и мер, которые государства выбирают в соответствии со своими особенностями и ресурсами.

Здоровый режим питания является одной из 4-х задач, решать которую предлагается путем мероприятий, направленных на представителей производства и переработки пищевых продуктов, торговых структур, а также потребителей. Следует обратить внимание, что Глобальным планом ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними под продуктами здорового питания понимаются продукты растительного происхождения (включая фрукты и овощи), продукты с пониженным содержанием соли/натрия, насыщенных жирных кислот, транс-изомеров жирных кислот и свободных сахаров. При этом пока не ставится цель по снижению потребления жиров и сахаров, а только по изменению рецептур пищевых продуктов в части их содержания.

Одним из важных направлений, сформулированных в Плане действий в области пищевых продуктов и питания на 2015-2020 годы для Европейского региона, является создание среды, благоприятствующей потреблению здоровых пищевых продуктов и напитков, развитие которого связывается, в том числе, с использованием механизма профилирования пищевых веществ и изменением рецептур пищевых продуктов, так как подавляющее большинство людей не в состоянии самостоятельно выполнять рекомендации по здоровому питанию, особенно люди с низким социально-

экономическим статусом. В частности, уже существует опыт применения программ по снижению содержания соли в продукции.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), высокое потребление натрия (более 2 граммов в день, что эквивалентно 5 граммам поваренной соли в день), и недостаточное потребление калия, основным источником которого являются фрукты и овощи (менее 3,5 граммов калия в день) ведет к повышению кровяного давления и увеличивает риск сердечных заболеваний и инсульта.

Согласно рекомендациям ВОЗ, политика и стратегии правительств должны создавать условия, позволяющие населению потреблять достаточное количество безопасных и питательных продуктов, которые составляют здоровую диету, включая низкое содержание соли. Улучшение диетических привычек - это социальная, а также индивидуальная ответственность.

В развитых странах мира, где добились наибольшего эффекта от программ по снижению потребления соли, соответствующие программы были приняты по итогам многоэтапных обсуждений между государственными органами и представителями пищевой индустрии, были установлены целевые уровни снижения содержания соли по многочисленным группам продуктов питания, включая изготавливаемые на предприятиях общественного питания. Среди потребителей проводилась большая совместная разъяснительная работа некоммерческими организациями, местными государственными организациями и религиозными группами. В ряде стран в продаже появились несколько альтернативных (дополнительных) видов ранее продававшихся продуктов с пониженным содержанием соли.

Одновременно, некоторые производители изменяют рецептуры для уменьшения содержания соли в своих продуктах, а потребители должны читать маркировку продуктов и выбирать те из них, в которые меньше содержания натрия.

Так, в 18 странах мира, включая ряд стран Восточной Европы, цели по снижению соли в продуктах были установлены на добровольной основе. Соль/натрий являются пищевой добавкой, содержание которой в продуктах питания также регулируется соответствующим национальным законодательством. Созданы национальные рабочие группы, в задачи которых также входит и мониторинг изменения потребления натрия в сравнении с базовым уровнем, а также динамика изменения числа сердечно-сосудистых заболеваний. В ряде стран (около 6) были установлены обязательные цели по снижению содержания соли в конкретных продуктах, а также блюд в ресторанах. Дополнительные налоги с продаж были установлены на продукты с повышенным содержанием соли только в Венгрии и Португалии.

Принятию национальных стратегий во всех странах предшествовало исследование об уровне потребления соли/натрия и его основных источниках в рационе, а также понимание того, что подходы к регулированию потребления натрия зависят от культурного контекста и привычек потребления населения.

Участники конференции поддерживают предложение разработчиков «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» об относительном сокращении на 15% среднего потребления населением соли/натрия.

Предварительный анализ аналогичных уровней содержания соли (натрия) в некоторых продуктах питания в России показал, что, с учетом культурных особенностей и привычек потребления населения России, снижение потребления натрия можно достичь в первую очередь за счет ограничения потребления (и/или снижения уровня соли/натрия) в продуктах:

· рыбы соленой и холодного копчения (включая популярную селёдку)

· готовых блюд и кулинарных полуфабрикатов, приобретаемых в магазинах и местах общепита (блюда из курицы, рыбы и свинины)

· сырокопченых и варено-копченых колбас

· многих видов сыра (в первую очередь – «колбасного»)

Вместе с тем, понимая невозможность полного и резкого ограничения существующего рациона питания, не следует накладывать существенные ограничения на потребление продуктов с относительно более низким содержанием натрия: рыбных консервов, вареной колбасы, сосисок, пельменей и некоторых сортов мягких сыров (например, «Адыгейского»).

Действия со стороны пищевой промышленности должны включать:

1. Постепенно уменьшать содержание соли в продуктах с течением времени, чтобы потребители адаптировались к новому вкусу и не переключались на альтернативные продукты;

2. Поощрение преимуществ употребления в пищу продуктов с уменьшенным содержанием соли через деятельность по информированию потребителей в продуктовых магазинах;

3. Уменьшать содержание соли в продуктах и в блюдах, которые подаются в ресторанах и заведениях общественного питания и маркировать содержание натрия в продуктах и готовых блюдах.

Для достижения конечной цели в РФ, необходимо в первую очередь:

· определение реалистичной цели по уровню снижения соли/натрия в рационе питания в РФ, с учетом лучшего мирового опыта, - не более, чем на 15% к 2025 году

· достижение договоренности между государственными органами и отраслевыми ассоциациями, производителями по установлению целевых значений (отраслевых стандартов и/или добровольных целей) по снижению содержанию соли/натрия в различных категориях продуктов и готовых блюдах (полуфабрикатах).

Необходимо отметить, что с точки зрения проекта Стратегии требуется корректировка программных документов в сфере агропромышленного комплекса в части пересмотра программ развития отдельных отраслей сельскохозяйственного производства. К примеру, потребуется резкое увеличение производства фруктов и овощей. И, напротив снижение объемов производства отдельных видов пищевой продукции и (или) изменения состава пищевой продукции промышленного производства в части уровней содержания в ней соли, насыщенных жиров, транс-изомеров жирных кислот и добавленных сахаров. Соответственно потребуется и пересмотр объемов и механизмов государственной поддержки АПК.

Представители бизнеса предлагают:

1. Приветствуя и поддерживая намерения Правительства Российской Федерации по продвижению здорового образа жизни и системном подходе к профилактике и борьбе с НИЗ, отмечаем что отдельные меры Стратегии могут оказать существенное влияние на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, а также на смежную отрасль переработки сельскохозяйственного сырья и машиностроение;

2. Доработать проект Стратегии с акцентом на регулирование и последующий мониторинг уровней содержания в пищевой продукции соли, насыщенных жиров,

транс-изомеров жирных кислот и добавленных сахаров, исключив из проекта Стратегии требования к отдельным видам пищевой продукции.

3. Просить Правительство Российской Федерации поручить федеральным органам исполнительной власти уточнить прогнозные балансы продовольственных ресурсов на период до 2020 года с учетом действующих, принятых и разрабатываемых программных документов в сфере агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности.

4. Просить Минздрав России совместно с Минсельхозом России до этапа официального согласования проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» провести совещание с приглашением представителей федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей по проекту Стратегии, а также представителей бизнес-сообщества для рассмотрения механизмов реализации проекта Стратегии и взаимной увязки проекта Стратегии с программными документами других федеральных органов исполнительной власти.

5. Просить Минздрав России дополнительно обсудить с представителями бизнес-сообщества и объединениями потребителей проблему ограничения рекламы, оказывающей влияние на детей, на их выбор продуктов с избыточным содержанием поваренной соли, сахаров, транс-изомеров жирных кислот, насыщенных животных жиров.

6. Просить Минздрав России совместно с Минсельхозом России создать постоянно действующую межведомственную рабочую группу по вопросам синхронизации документов в области формирования здорового образа жизни населения, профилактики неинфекционных заболеваний, повышения качества пищевой продукции с другими программными документами, прежде всего со «Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» и приоритетным проектом «Экспорт продукции АПК», включить в состав такой группы представителей заинтересованных органов исполнительной власти, включая Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС, Роспотребнадзор и другие, а также представителей бизнес-объединений и научного и экспертного сообщества.

7. Просить принять порядок работы данной рабочей группы, предусматривающий коллегиальное принятие решений. Для обеспечения эффективного диалога предусмотреть обязательность исполнения принятых решений при дальнейшей работе с документом, а также требование визирования принятых решений сопредседателями ем от бизнес-сообщества, и от ответственных органов исполнительной власти.

8. Рекомендовать Минздраву России в обязательном порядке провести процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в отношении проекта Стратегии, учитывая наличие в проекте Стратегии положений, в том числе запретов и ограничений в сфере производства, маркетинга и обращения отдельных категорий пищевой продукции, не предусмотренных нормами действующего законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Русская поддержка phpBB