Ответы просим присылать на Форум или Боброву Андрею <da-budet@mail.ru>Проект Культурно-образовательный Центр реабилитации молодых инвалидов
Разработчик проекта: общественные организации инвалидов города Москвы Постановка проблемы: В Москве около 180 тыс. человек с инвалидностью трудоспособного возраста, которые для полноценной жизни нуждаются в организации специальных процессов. В силу объективных социальных условий наблюдается тенденция увеличения количества лиц, которые вследствие, врожденного или приобретенного нарушения здоровья имеют инвалидность. Имеющиеся у них нарушения затрудняют возможности самообслуживания, общение, активную деятельность, то есть вызывают социальную дезадаптацию. Барьерами являются как внутренние установки и поведенческие стереотипы самих инвалидов, склонных к самоизоляции, иждивенчеству, так и отсутствие необходимых механизмов социализации. Пассивность и иждивенчество инвалидов часто вызывают пренебрежительное отношение общества к их потребностям. В то же время, социум не может считаться полным и гуманным, без активного включения в него людей с ограниченными возможностями. Освоение ими социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества реализации комплексных социокультурных программ, стимулирующих инвалидов в общественно полезную деятельность и подавляющих развитие иждивенческих тенденций. Социальную поддержку инвалидов (как оказание помощи – подачек) необходимо вытеснять «воспроизводимой социальной помощью», когда инвалиду по образному выражению дают не рыбку, а удочку для ловли рыбы. Программы должны содействовать реализации жизненных потребностей и интересов каждой группы инвалидов, необходима выработка эффективных способов и приемов их реализации, что позволит решать проблемы различных групп инвалидов, оказывать им помощь и поддерживать в формировании активной жизненной позиции. Одним из важнейших факторов интеграции людей с инвалидностью в общественную жизнь, является их собственная заинтересованность в мобилизации резервных способностей организма. Однако формирование чувства равенства в социуме возможно лишь в процессе приобретения реальных навыков социализации. Поэтому для создания условий социализации, требуется объединение усилий государства и общественности в поддержке людей с ограниченными возможностями в реализации их трудового и гражданского потенциала. Профессионализм в подходе к поддержке инициатив развития инвалидной среды повысит результативность поиска новаторских форм образовательной, трудовой, физкультурно-спортивной и культурно- досуговой деятельности. Для того, чтобы улавливать и развивать наиболее актуальные направления в названных сферах, требуется совместное участие самих инвалидов, их семей и лиц, выражающих их интересы. В этом случае возможно создание любительских объединений, образовательных программ и клубов, курсов, секций, студий, коллективов художественного и технического творчества. Такие направления деятельности могут явиться важным условием, для активизации и самореализации инвалидов в расширении сферы их самостоятельности, под которой понимается преодоление ими обособленности, приобретение умения осваивать и применять без посторонней помощи знания и навыки в решении повседневных задач. Предлагаемый проект направлен на создание условий для максимально эффективного выявления и развития интересов инвалидов с различными нозологиями. Именно культурно-образовательный Центр, может создать благоприятную атмосферу для целенаправленных и содержательных занятий и мероприятий, в которых будет проявляться, формироваться и развиваться необходимые для инвалидов навыки самостоятельной жизни. Дружественная атмосфера Центра сформирует в сознании инвалидов мотивации, которые станут действенным фактором вовлечения личности в процесс собственного преобразования. Центр должен стать местом, где человек с ограниченными возможностями сможет получить следующие виды реабилитации: социально-психологическую, образовательную, профессиональную, социально-средовую, социально-бытовую, социально-правовую, физкультурно-спортивную. Создание Центра расширит возможность получения и разнообразной реабилитационной помощи инвалидами. Весь комплекс мероприятий Центра будет направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации и саморазвитию. Основой деятельности Центра будет формирование установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективной деятельности. После закрытия летнего сезона работы Центра, будут созданы необходимые условия для продолжения занятий по интересующим инвалидов направлениям в условиях городской жизни. На следующий сезон в Центре будут популяризованы именно положительные результаты собственного преобразования инвалидов. Программы Центра ориентированы на инвалидов в возрасте от 12 до 40 лет. Содержательность и целенаправленность форм и методов работы должна привести к созданию Центра с эффективным реабилитационным механизмом, который объединит усилия небезразличных к проблемам инвалидов деятелей культуры, ученых, педагогов, медиков, психологов и предпринимателей. Проект реализуется при участии 60 общественных организаций инвалидов города Москвы, с максимальной открытостью для всех заинтересованных лиц. С целью повышения эффективности реабилитации в рамках проекта предполагается осуществлять взаимодействие между общественными и государственными учреждениями. Реализация проекта основывается на Государственных программах "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг. и "Социальная поддержка жителей города Москвы" на 2012-2016 гг. Реальность достижения поставленной цели обусловлена имеющейся законодательной базой, практическими наработками в данной области, а также наличием специалистов по реализации реабилитационных программ.
Методологические положения по созданию Центра Необходимость создания Центра определяется факторами: 1) рост количества жителей Москвы, имеющих инвалидность и нуждающихся в комплексной реабилитации; 2) необходимость разработки механизмов комплексной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, в условиях взаимодействия социальных институтов, существующих в России: 3) рост потребности в специалистах, владеющих современными знаниями реабилитации, способных учитывать индивидуальные психологические особенности различных категорий инвалидов; 4) необходимость в площадке для взаимодействия, популяризации и взаимообогащения положительного опыта реабилитации инвалидов.
Задачи работы Центра: - реализация мер, направленных непрерывную культурно-образовательную реабилитацию инвалидов в Центре и в их городской жизни; - создание системы межведомственного взаимодействия по реализации проекта на муниципальном и городском уровне; - реализация эффективных программ содействующих трудоустройству инвалидов; - вовлечение семей, в которых живут инвалиды, в реабилитационные процессы; - разработка критериев оценки эффективности реабилитационных услуг. Практическая реализация проекта осуществляется в соответствии с проектом, утвержденным уполномоченными лицами. Этапы проекта: I. Подготовительный этап (после утверждения проекта до 1мая 2013 гг.): - создание рабочей группы из представителей общественных организаций инвалидов и соответствующих специалистов с целью формирования штата сотрудников и разработки программы мероприятий; - проведение семинаров для семей, воспитывающих инвалидов, на тему «Эффективность культурно-образовательной реабилитации инвалидов» с целью повышения их заинтересованности и содействия; - формирование инфраструктуры Центра подготовка условий жизнеобеспечения для проживания и проведения занятий на месте реализации проекта. II. Практическая реализация проекта (май-сентябрь 2013-2013 гг.) проводится привлекаемыми специалистами и участвующими общественными организациями. III. Обсуждение результатов работ в мае – сентябре и отчет перед государственными органами управления.
Основные направления в работе Центра Деятельность Центра ориентирована на широкое вовлечение инвалидов в различные занятия и виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с учетом их медицинских показаний и противопоказаний. Все занятия проводятся привлекаемыми специалистами и участвующими общественными организациями в групповых и индивидуальных занятиях.
Социальная реабилитация. Социально-психологическая реабилитация как восстановление (формирование) способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, включая восстановление адекватного овладения навыками общения, формирование устойчивых типов реакций при социально-психологическом взаимодействии. Социально-средовая и социально-бытовая адаптация как процесс обучения в относительно стабильных условиях социальной среды, в решении повторяющихся, типичных задач, путем использования оптимальных методов социального поведения, действия и приспособления к ним с учетом психофизиологических возможностей. Социально-правовая как информированность инвалидов о полном объеме и видах услуг предоставляемых государственными учреждениями.
Профессиональная реабилитация. Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов, является приоритетным направлением деятельности Центра и основным показателем всего реабилитационного процесса. Люди, получившие инвалидность будут проходить в Центре своевременную профессиональную ориентацию, а дети-инвалиды будут проходить более раннюю профессиональную ориентация, это позволит эффективно задействовать остаточные ли компенсаторные резервы организма. Реализуемые программы Центра будут стимулировать усилия самих инвалидов на восстановление (формирование) трудовых установок и трудовой мотивации, освоение профессиональных знаний и трудовых навыков, освоение элементарной и квалифицированной профессии. Для реализации мер по профессиональной реабилитации Центр реализует следующие направления деятельности: - профориентация; - содействие в профессиональном обучении; - обучение навыкам элементарных профессий; - трудоустройство; - поддержка в трудовой адаптации;
Образовательная реабилитация. Образовательная реабилитация является эффективным путем и средством повышения социального статуса инвалида. Именно образование способно трансформировать менталитет инвалида и сформировать познавательный интерес для получения профессионального образования. Образовательная деятельность способна противостоять антидуховным процессам и тенденциям роста асоциального поведения в инвалидной среде. Для развития познавательных интересов в Центре будет организованна работа по следующим направлениям: - библиотерапия с организацией работы читательского клуба и проведения литературных вечеров, различных встреч, бесед, обзоров; - киноклуб и дискуссионный клуб с обсуждением кинофильмов; - просветительские лекции и доклады по актуальным вопросам; - встречи с интересными людьми, у которых были, либо есть физические нарушений и которые смогли реализовать свой потенциал. Образовательная деятельность Центра должна обеспечить разностороннее и своевременное интеллектуальное развитие инвалидов, создавать мотивацию для дальнейшего образования включая самообразование. Творческая деятельность. Организуемые в Центре занятия творческой деятельностью будут направлены на восстановление способностей инвалидов воспринимать и воспроизводить культурные и духовные ценности общества. Находить через культуру и искусство, возможности не только восстановления, укрепления здоровья, но и развивать свои способности для активной социальной, трудовой, профессиональной деятельности. Потенциал творческой деятельности благодаря воздействию на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияет не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и способен преобразовать физическое здоровье. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, обретет в культуре и через культуру поддержку – опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями и воспроизводя их в собственном творческом процессе, он по-новому осознает себя и перестает чувствовать свою ограниченность. Направления творческой деятельности, реализуемые Центром: - художественное - вокально-инструментальное - танцевальное - ремесленное - различные виды кружков шитья, вязания, плетения, лепки; - экспозиционно-выставочное. Деятельность Центра будет направлена на создание условий по выявлению и развитию способностей инвалидов в различных видах творчества.
Физкультура и спорт. Общепризнанно, положительное терапевтическое воздействие двигательной активности, в том числе на психическое и соматическое состояние здоровья человека. На основе многократного повторения движений идет формирование и совершенствование моторной и сенсорной ориентировки, тренировка нервно мышечного аппарата, а также: - закаливание волевой сферы психики; - воспитание культуры тела и сознательного отношения к своему здоровью; - воспитание активной жизненной позиции; - воспитание трудолюбия, коллективизма, смелости, решительности и упорства. Оценочный этап Этап проводится на основании информации от семей с инвалидов, через участвующие общественные организации (октябрь 2013 г.): - количественная и качественная оценка эффективности проведения реабилитационных мероприятий в показателе сформированности у инвалидов социальных навыков, необходимых для успешной интеграции в общество; - выводы по проделанной работе; - корректировка и доработка проекта с учётом выявленных недоработок, замечаний в ходе реализации проекта; Перспективный этап (май 2014 г.): Реализация проекта в штатном режиме, с учетом выявленных недостатков.
Ресурсы: • Материальные - использование дачного поселка в Химкинском р-не ст. Сходня принадлежащего ОАО “МОСДАЧТРЕСТ” (акции которого есть у Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московское имущество»); - техническое оснащение дачного поселка; • Экономические: - спонсорская помощь; - государственная поддержка; • Кадровые: - инициативные руководители общественных организаций инвалидов и их сторонники; - люди выражающие, поддерживающие интересы инвалидов; - волонтеры. Прогнозируемые результаты: - создание непрерывной системной и комплексной работы Культурно-образовательного Центра реабилитации молодых инвалидов при взаимодействии общественных и государственных учреждений; - создание системы межведомственного взаимодействия в реабилитации и интеграции инвалидов в жизнь общества; - сформированность у инвалидов социальных навыков, необходимых для жизни в обществе и популяризация этих достижений в инвалидной среде; - развитие способностей к самоорганизации инвалидов; - развитие толерантного отношения в обществе к инвалидам. Негативные эффекты: При реализации проекта могут возникнуть обстоятельства, при которых инвалид из-за сформированной пассивности будет воспроизводить ее в Центре. Для решения данного негативного поведения будет использоваться индивидуальный подход в приобщении его к реабилитационным мероприятиям. Не у всех инвалидов может быть отмечена положительная динамика формирования социальных навыков, в связи с индивидуальными особенностями и ограниченности времени пребывания в Центре. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение: программы занятий
|