Форум для людей с сахарным диабетом

Российская Диабетическая Ассоциация
Текущее время: 29 мар 2024, 10:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 май 2020, 14:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 мар 2020, 17:18
Сообщения: 5
Диабет 1 типа у нашего внука был диагностирован в трехлетнем возрасте. Манифестация была тяжелой – три дня провели в реанимации, а дальше - двухнедельный стационар. И в реанимации и стационаре врачи (надо полагать не сговариваясь) сказали, что в нашей ситуации ничего не остается как только молиться. При выписке нас морально подготовили к тому, что нам снова и снова придется возвращаться в больницу.
Нам очень этого не хотелось. Чтобы предотвратить повторные госпитализации, мы предприняли следующие шаги:
1.Проработали материал, полученный в Школе диабета, и рекомендованную там литературу.
2.Стали все взвешивать все продукты, включая витамины и лекарства, с точностью до грамма, так чтобы иметь возможность вводить инсулин в точном соответствии с количеством потребляемых углеводов.
3.Для упрощения всех расчетов написали простенькую программу в Екселе (а потом ее постепенно совершенствовали). В частности, благодаря этой программе получили возможность оперативно рассчитывать все сложные блюда, которые у нас каждый раз получаются разными.
4.Совершенно случайно (прослушивая последние известия) узнал, что в одной из зарубежных лабораторий исследовалось влияние на сахар крови (СК) белков и жиров. Решил сам на примере наблюдения за отдельно взятым ребенком исследовать это влияние. (Мне, как кандидату наук, приходилось ранее участвовать в различных исследованиях).
5.Стали собирать статистику. Фиксировали: количество потребляемой пищи, соотношение белков, жиров и углеводов (БЖУ), гликемический индекс продуктов и число калорий. Затем прослеживали уровень корреляции перечисленных параметров со средними значениями СК. Проведенный корреляционный анализ показал, что уровень СК определяют не только углеводы, но и белки, а, в некоторой степени, так же и жиры.
Начиная эту работу, я рассчитывал получить более точные формулы расчета компенсационных доз инсулина, чем те, что дают в Школе диабета. Задачу удалось решить лишь частично – проблемы диабета 1 типа оказались слишком сложны, чтобы с ними можно было справиться одному человеку, к тому же без достаточно оснащенной экспериментальной базы. Тем не менее, удалось получить формулу расчета КД, которая, в нашем конкретном случае, позволила повысить качество компенсации.
Что удалось? В основном мы управились с нашим сложным диабетом: гликированный гемоглобин (ГГ) после выписки из больницы у нас никогда не достигал 7%, а в благоприятные периоды он опускается ниже 6%. Повторных госпитализаций за четыре года после заболевания у нас не было. Ребенок практически здоров, растет и развивается в соответствии с возрастными нормами, уровень общего развития немного выше среднего. Но, к сожалению, наши сахара, пока что, значительно отличаются от сахаров здорового человека.
После того, как наш ГГ опустился ниже 6%, я с удивлением узнал, что некоторым родителям удается удерживать сахара на том же уровне, а то и лучше, чем у нас, не проводя никаких исследований и используя обычную систему Хлебных единиц (ХЕ).
При этом, в ряде случаев, врачи не отрицая влияния белков и жиров на гликемию, дают странные, на первый взгляд, рекомендации: белки и жиры надо компенсировать лишь в том случае, если у вас в еде нет (или очень мало) углеводов, если же углеводов достаточно – на белки и жиры при расчете компенсационной дозы (КД) можно не обращать внимания, «белки учитывать не надо, если они употребляются с углеводами, а не отдельно» (стр. 5. https://www.dia-club.ru/forum_ru/viewto ... 4&start=60)
Я проанализировал эту ситуацию на реальных примерах и пришел к выводу, что в этих рекомендациях нет никаких противоречий.
КД, в самом общем виде, рассчитывается по формуле:
КД = /количество углеводов, выраженное в ХЕ/*/индивидуальный углеводный коэффициент/ (формула 1).
При этом индивидуальный углеводный коэффициент получается путем деления уколотого болюсного инсулина, за определенное время, на количество ХЕ потребленных за это же время. (формула 2).
Причину многих расхождений по поводу необходимости учета (или неучета) белков и жиров я увидел лишь в неточности (недостаточной корректности) самого термина «углеводный коэффициент». Этот коэффициент, уже по своей природе, является белково-жиро-углеводным. Мы не питаемся одними углеводами – наша пища, как правило, является смешанной, и в ней, практически всегда, наряду с углеводами, содержатся также белки и жиры. Поэтому, когда мы определяем наш «углеводный коэффициент», и делим уколотый пищевой инсулин на количество ХЕ, поступивших в наш организм, мы должны признать то, что за съеденными ХЕ стоят так же и другие компоненты пищи, которые так же влияют на величину нашего, так называемого, углеводного коэффициента. В реальной практике ведения диабета за углеводами, которые мы посчитываем в граммах (или в ХЕ) стоят также белки, и жиры, которые не принято как-то особо учитывать - они как бы скрываются в тени углеводов. Нередко мы ошибочно думаем, что когда углеводов в пище нет, то вроде бы и колоть инсулин на съеденную пищу и не надо. Однако белки и жиры постепенно выходят из тени, и мы вскоре это обнаруживаем по значительному повышению СК. Так что рекомендация врачей о необходимости колоть инсулин на белки и жиры при отсутствии углеводов является очень даже правильной и вполне обоснованной.
Теперь надо ответить на такой животрепещущий вопрос: почему на основе ХЕ (см. формулу 1) в одних случаях удается получить прекрасную компенсацию диабета, а в других – нет?
Точность расчета компенсационной дозы (КД) при использовании формулы 1 решающим образом зависит от правильного учета количества углеводов и расчета углеводного коэффициента (который затем необходимо уточнять для завтрака, обеда и ужина).
Учет количества углеводов в пище, когда по любым продуктам можно найти нужную информацию, не представляет особого труда: достаточно лишь взвесить (или как-то иначе оценить) все что мы собираемся съесть, а потом – сложить.
Расчет углеводного коэффициента, на первый взгляд, очень прост (см. формула 2), однако здесь нас могут ожидать серьезные неприятности:
1.Занимаясь точным учетом углеводов, мы обычно не обращаем внимания на количество белков и жиров, содержащихся в нашей еде. И что еще более важно – не контролируем их процентного соотношения.
2.Неконтролируемые доли белков и жиров могут колебаться в очень широких пределах: от нуля до 40 – 60% и выше. Сейчас, пожалуй, уже для всех является очевидным, что неуглеводные компоненты пищи оказывают существенное влияние на уровень СК.
3.Если мы не контролируем соотношение БЖУ в пище, то сплошь и рядом у нас могут возникать ситуации, когда расчет углеводного (белково-жиро-углеводного), коэффициента мы ведем, например, на пище с высоким содержанием белков, а применяем его по отношению к пище, где доля белков - низкая. В таком случае рассчитываемая КД у нас, наверняка, окажется неадекватной.
4.Точный расчет КД на основе учета ХЕ можно получить в том случае, когда мы рассчитываем и применяем наш углеводный коэффициент по отношению к пище, где нет больших перепадав в соотношении БЖУ. При этом, можно утверждать, что компенсация диабета на основе ХЕ будет тем лучше, чем меньше будет отклонений в соотношении БЖУ в пище, на которой рассчитывается углеводный коэффициент, от соотношения БЖУ в пище, по отношению к которой этот коэффициент используется при расчете КД.
5.Максимально возможная точность компенсации диабета 1 типа возможна в том случае, когда соотношение БЖУ в указанных выше случаях будет полностью совпадать. Но такое возможно лишь в теории (на практике это недостижимо). Но даже и в этом случае, так называемая, «точная инсулинотерапия», о создании которой самонадеянно заявляют некоторые недостаточно компетентные люди, представляется невозможной. Рассуждения здесь следующие:
5.1.При диабете 1 типа в практике расчета КД обязательно присутствуют элементы прогноза сопутствующих условий и того СК, который мы хотим получить. Это сродни предсказанию погоды.
5.2.Погода каждого последующего дня может быть предсказана по погоде текущего дня с вероятностью 0,73. Я оценил уровень корреляции погоды предшествующего и последующего дня (по параметрам: температура, влажность, атмосферное давление) в Московском регионе за август – сентябрь 2019 г. Уровень корреляции оказался высоким – 0,75.
5.3.Уровень корреляции СК при диабете 1 типа, по итогам предшествующего и последующего дня, на примере отдельно взятого ребенка я прослеживаю уже на протяжении нескольких лет. В наиболее благоприятные периоды протекания диабета коэффициент корреляция достигает 0,5. В неблагоприятные периоды – падает до 0. В целом по итогам статистической выборки, собранной за три года, корреляция составила 0,36, т.е оказалась весьма низкой. Я эти показатели интерпретирую так, что объективные возможности предсказания СК при диабете 1 типа примерно на порядок ниже, чем возможности – предсказания погоды.
5.4.Если спросить ведущих метеорологов о том, возможен ли точный прогноз погоды? Они однозначно ответят, что при современном уровне научно-технического развития это недостижимо. (https://academcity.org/content/vozmozhe ... noz-pogody). Определенные предсказания динамики СК при диабете 1 типа, конечно же, могут быть, и мы постоянно вынуждены этим заниматься. Только это гораздо сложнее, чем предсказывать погоду. Так что все разговоры о точных методах инсулинотерапии, якобы способных обеспечить идеальные (как у здорового человека) сахара, могут исходить только от людей, не понимающих всей сложности тех процессов, о которых они берутся судить.
6.Нам ничего не остается, как смириться с тем, что на сегодняшний день идеальные сахара при диабете первого типа пока недостижимы. Но это обстоятельство ни в коей мере не снимает актуальности вопроса: как же все-таки некоторым удается удерживать хорошие сахара при диабете 1 типа (когда ГГ поддерживается на уровне 5,5%, и даже ниже), используя простейшие средства на основе ХЕ.
6.1.Наш личный опыт показывает, что лучших сахаров мы достигаем, в тех случаях, когда отработка и использование углеводного (белково-жиро-углеводного) коэффициента совершается по отношении к пище, где нет больших колебаний в процентном соотношении БЖУ.
6.2.Качество инсулинотерапии может быть еще более высоким, если строго зафиксировать не только процентное соотношение БЖУ, но и конкретные меню своих завтраков, обедов, ужинов и отработать по отношению к ним соответствующие дозы инсулина. Некоторых такой метод очень выручает, когда другие способы компенсации оказываются бессильными.
7.Я полагаю, что на сегодняшний день, последние два способа инсулинотерапии, построенных на системе ХЕ, способны обеспечить, наиболее высокое качество компенсации диабета. Однако, они связаны с рядом серьезных ограничений в организации питания (например, требуется строго следить за соотношением белков жиров и углеводов, или пользоваться набором продуктов, заданных по количеству и составу). Конечно же, хотелось бы иметь большую свободу и гибкость в выборе места, времени и составе питания, чтобы оно, к тому же, было достаточно разнообразным и отвечало нашим вкусовым предпочтениям. Именно эта задача стимулировала наши последующие исследования.
8.Мы полагаем, что, прежде всего, необходимо понять как распределяется инсулин между различными компонентами пищи - какую долю экзогенного инсулина забирают на себя белки, какую - жиры, какую – углеводы? Получив ответы на эти вопросы, мы получаем возможность рассчитывать адекватную КД на любую пищу, совершенно независимо, как от состава продуктов, так и от процентного соотношения содержащихся в ней белков, жиров и углеводов. Эту задачу нам удалось решить лишь только в первом приближении. Мы подобрали наиболее подходящие коэффициенты для всех трех компонентов пищи и стали оценивать инсулинопотребность различных продуктов не только с учетом «интересов» углеводов, но так же белков и жиров. Для оценки нсулинопотребности продуктов мы ввели специальную единицу - условная углеводная единица (УУЕ), которая в условиях сбалансированного питания (20% - углеводов, 30% - жиров, 50% - углеводов) тождественна одному грамму углеводов.
Забегая немного вперед, следует отметить, что количество УУЕ в том или ином продукте в нашем случае означает то же самое, что и инсулиновый индекс этого продукта. viewtopic.php?f=32&t=2581. (Когда будут получены достаточно полные таблицы инсулиновых индексов, я думаю, что от термина «условная углеводная единица» можно будет отказаться).
Мы испытали свыше полутора десятков формул для подсчета УУЕ, содержащихся в любых продуктах. Последний вариант формулы выглядит следующим образом:
Количество УУЕ в пище =(белки (в граммах)*0,5+ жиры (в граммах)*0,05+ углеводы (в граммах)*0,45)*1,4706 (формула 3).
Некоторых эта формула очень смущает. Но у нас она работает хорошо. По ней мы пересчитываем все продукты, а потом рассчитываем наши КД. Как она проявится у других, я не знаю – это надо проверять.
Если разделить количество полученных УУЕ на 10 или 12 мы получим «условные хлебные единицы) (УХЕ) – аналог ХЕ. Далее при расчете КД мы обращаемся с УХЕ точно так же как с ХЕ, используя те же самые формулы, что и прежде, выработанные в системе ХЕ.
Благодаря использованию УУЕ (и УХЕ – соответственно), у нас расширилась свобода в выборе продуктов и организации питания, при этом качество инсулинотерапии - повысилось. (Например, ГГ опустился до 6%, а попадание СК в целевую зону повысилось на 7,2%. См. стр.9-10 https://dia-club.ru/forum_ru/viewtopic. ... &start=120)
Несмотря на определенный прогресс, мы так и не достигли лучших образов инсулинотерапии, которые, в отдельных случаях, достигаются при использовании обычных ХЕ.
Основную причину этому я вижу в том, что разные виды белков (а возможно, и разные виды жиров, и даже углеводов) требуют для своего усвоения разное количество инсулина, и здесь необходим дифференцированный подход для разных видов белков, с использованием разных коэффициентов. (А пока что во всех случаях я использую один усредненный коэффициент, вследствие чего, надо полагать, мы не всегда получаем точную КД).
Частичное подтверждение этому я нашел в работе А.Беловешкина: «Инсулиновый индекс и молоко: (https://www.beloveshkin.com/2015/03/ins ... oloko.html).
Становится все более очевидным, что для определения инсулинопотребности, как отдельных видов БЖУ, так и - продуктов в целом, необходимо проделать работу не менее трудоемкую, чем та, что была сделана при оценке гликемических индексов (ГИ) продуктов. В этом отношении мне представляется очень перспективной работа, начатая международным диабетическим сообществом по изучению инсулинового индекса, свойственного разным продуктам (http://www.diabetes.org.ru/news/943-new ... 46-11.html.)
Я думаю, что уже в ближайшее время на каждой упаковке продуктов, наряду с указанием доли белков, жиров и углеводов, будут печатать инсулиновый индекс, соответствующий 100 г. данного продукта. Знание и точный учет инсулинового индекса потребляемых продуктов значительно повысит точность расчета КД, и позволит вывести компенсацию диабета 1 типа на качественно новый уровень.
А пока мне приходится довольствоваться приведенной выше формулой 3. Я могу только приветствовать тех, кто захочет воспользоваться этой формулой (а так же покритиковать, и, по возможности, усовершенствовать ее).
С уважением, Василевский Юрий Леонидович.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Русская поддержка phpBB